Звуки помогают внести упорядоченность в жизнь маленького ребенка, делают более привлекательными его ежедневные открытия, аккомпанируют играм и сопровождают общение с родителями… То есть непосредственно участвуют в развитии малыша.
Бум! Дзинь! Бум! Вооружившись деревянной ложкой, полуторагодовалый малыш отбивает дробь на импровизированной ударной установке из кастрюль и крышек. Похоже, для него это не пустая забава, а вполне серьезное занятие, которое требует максимальной самоотдачи. Другой карапуз без устали имитирует звук автомобильных моторов и приветствует любое средство передвижения радостным гудением. Его старший товарищ четырех лет от роду с утра до вечера таскает за собой детский магнитофон. Музыка стала страстью маленького меломана с самого раннего детства. Его мама, профессиональная танцовщица, продолжала посещать репетиции до самых последних дней беременности, что, по ее мнению, повлияло на увлечение сына. И очень может быть! Малыш, еще в утробе проникнутый знакомыми звуками, появляется на свет со слухом гораздо более развитым, чем зрение. А когда в семье часто звучит музыка или голоса разных тембров, можно вполне определенно сказать, что у маленького будет тонкий слух. Однако, если его окружение перенасыщено шумами, ребенок не замедлит продемонстрировать неудовольствие. В шумной обстановке даже новорожденные повышают голос, поскольку в любое время должны быть услышанными хотя бы одним из взрослых.
О вреде шума для малыша
Конечно, для новорожденного шум — не открытие. Раньше считалось, что зародыш развивается в утробе в полной тишине. Теперь мы знаем, что в теле матери царит беспрерывный гул: бульканье, биение сердца, урчание живота. Однако это далеко не значит, что малышу легко переносить звуковое загрязнение атмосферы. Сельский ребенок в основном сталкивается с приятными звуками: пением птиц, шуршанием ветра в листве, отдаленным гулом тракторов! Городское дитя избаловано гораздо меньше: с высоты своей прогулочной коляски маленький горожанин слышит все нюансы звучания шумных улиц. Подобное замусоривание пространства утомляет ребенка и притупляет чувствительный от природы детский слух. В конечном счете, уличный шум воздействует на нервную систему всех городских жителей, поскольку значительно увеличивает громкость их общения.
Дома мы всегда можем приглушить шумы, проникающие с улицы, но не всегда задумываемся о неприятных звуковых эффектах, которыми населяем квартиру из самых благих побуждений. Это, к примеру, касается электронных музыкальных игрушек, с которыми стоит обходиться с известной долей осторожности. Малютка обожает все, что дзынькает, звякает и наигрывает мелодии, но, если мир переполнен звуками, становится труднее воспроизводить их самому. А ведь лепет и возможность «пробовать на вкус» разнообразные звуки необходимы для освоения языка.
Давно доказано, что синтетическому звучанию кнопочных игрушек не хватает объема. Они в меньшей степени приучают ухо младенца к красоте, чем самые простые музыкальные инструменты: ксилофон, свисток, губная гармошка, тамбурин, маракасы или даже простая пластиковая бутылка с рисовыми зернышками!
Важно помочь ребенку понять, что такое тишина. Возьмите малыша на колени, постепенно перейдите на шепот, а потом скажите: «Тихо! Мы слушаем тишину…» Это позволит крохе почувствовать контраст между звуком и его отсутствием.
Роль звуков в развитии ребенка
Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько активно звуки участвуют в развитии ребенка. А между тем они побуждают его тренировать тонкую моторику: если движение сопровождается приятным звуком, малыш повторит его, чтобы вновь услышать понравившийся звуковой эффект. Отсюда и это нескрываемое стремление использовать не по назначению нашу кухонную утварь. Кроме того, звуки помогают ориентироваться в пространстве. Подобно взрослым, дети находятся как бы в центре сферы и следят за тем, что происходит на 360° вокруг. Они способны определить, откуда исходит звук, если оба уха «работают» исправно. Но если одно из них не слышит или слышит хуже вследствие отита или ринита, эти способности пропадают и малыш оказывается гораздо менее защищенным.
Известно, что повторяющиеся, привычные события обеспечивают человеку чувство безопасности. Звуки участвуют и в этом процессе. Некоторые из них действуют как сигнал. Так, жужжание папиной электробритвы означает, что в доме скоро все проснутся, а звяканье посуды — приготовления к кормлению.
Двухлетний Иван каждый вечер около шести устремляется к окну, едва заслышит мусороуборочную машину. Мама говорит, что для него это одна из самых долгожданных встреч дня. А другой малыш на своих четырех устремляется в кухню на хлопанье дверцы шкафа: именно там хранится его любимое печенье.
Право голоса
Несмотря на эффективность всех пяти человеческих чувств, речь все равно остается незаменимым проводником информации. Звуки, которые окружают новорожденного, не имеют смысла до тех пор, пока не будут названы теми, кто находится рядом. Впервые услышанный звук вызывает у малыша физическую реакцию. Иногда это отчаянный крик или просто растерянный взгляд, сопровождающий любое новое впечатление. Если взрослый, который присутствует при этом открытии, объяснит, что происходит («это поезд, он едет очень быстро», «это кофемолка», «это голос твоего дяди, он громкий»), информация будет записана. Такие словесные обозначения населяют звуковое пространство маленького и, в конечном счете, становятся привычными ритуалами, которые позволяют ему легче пережить разлуку с матерью. Так, пожелание спокойной ночи и скрип закрывающейся двери сопровождают укладывание спать и успокаивают.
Еще не зная смысла слов, ребенок воспринимает мелодические изменения голоса. По всей вероятности, он отличает восходящую интонацию начала общения и побуждения от интонации, идущей вниз, которая сигнализирует об окончании общения. А также замечает другие изменения высоты голоса, которые призваны удержать внимание, успокоить и т. д. Паузы маленькие дети воспринимают как время, которое отведено им для «разговора», и заполняют его протяжным пением или речитативами.
Исследования в очередной раз подтвердили материнскую интуицию. Во все времена мамы говорили со своими малышами на своем особенном языке. Он ласковый, нежный, мелодичный. Слова произносятся высоким голосом. Этот язык богат интонационно, для него характерно простое построение фраз, повторяющийся словарный набор, игра со словами и их звучанием. Другими словами, в основе материнского языка — музыкальное начало, а голос при общении с младенцами не просто комментирует происходящее, но и становится составным элементом игры.
От слов к музыке
В бесценные моменты нежного общения и игр, взрослый и ребенок подражают друг другу. Они вместе повторяют звуки или имитируют голоса животных. Дети делают это лучше взрослых, которые разучились использовать потрясающие возможности своего голосового аппарата. А ребенок еще выражает при помощи голоса неожиданные сильные эмоции: страх, удивление, радость. Малышей также очень интересует ритм. Мы замечали, что дети часто аккомпанируют своим «высказываниям» — постукивают игрушкой в такт и одновременно гулят или лепечут. То есть соединяют движение и голос.
И этот голос поет! Напев, объединяющий голос и музыку, — очень важная успокоительная составляющая «звуковой оболочки ребенка», а самый лучший резонатор — человеческое тело. «Когда Макс был совсем маленьким, я прижимала его к себе и пела. Это был единственный способ, которым можно было его успокоить», — вспоминает Марина. Именно поэтому потешки, напевы и колыбельные, предназначенные для совсем маленьких детей, обязательно сопровождаются или завершаются определенными движениями тела: укачиванием, щекоткой, подпрыгиваниями.
«Такие песенки-игры («Сорока-ворона», «По кочкам, по кочкам», «Дождик, дождик, пуще», «С гуся вода»), считалочки и колыбельные («Придет серенький волчок») существуют во всех языках, а это говорит о том, что они незаменимы для общего развития ребенка. Движения становятся ориентирами, которые формируют музыкальную память и выстраивают систему восприятия пространства и времени. Причем это могут быть как фольклорные, так и современные песенки. И не важно, верно вы поете или фальшивите, помните слова или немного сочиняете. Главное — вы дарите ребенку свой голос и свои воспоминания. Именно так и передается культурное наследие. Впрочем, совершенно не возбраняется прослушать запись забытой песни, чтобы освежить ее в памяти!
К моменту рождения улитка внутреннего уха, которая воспринимает звук, окончательно сформирована, а слуховые каналы и центры завершают свое развитие лишь к шести годам. Для того чтобы слух развивался нормально, улитка должна быть в полной исправности. Важно также, чтобы она была постоянно задействована, а для этого ухо нуждается в звуковой подпитке. Обеспечивая малыша разнообразными звуками, мы стимулируем его слуховые способности, которые позволяют ему проявлять чудеса восприятия. Прекрасное тому свидетельство-легкость, с которой дети учат иностранные языки и ловят на лету мелодии.
Звук — это жизнь
Сначала мы поем для ребенка, а потом -вместе с ним. Если вы ему часто поете, к двум годам он наверняка будет узнавать мотивы песен и, даже если вы споете ее без слов, произнесет название или строчку из текста. А еще с помощью жеста или слова он может «заказать» любимую песню. Этой его способностью можно воспользоваться, чтобы устроить игру, которая хорошо развивает музыкальную память. Старайтесь при этом не проявлять излишнего педантизма, поскольку умение импровизировать малышу тоже очень необходимо. «Чтобы Макс не принимал слишком всерьез героев одного из мультфильмов, я переделала слова главной песенки. Сначала он ужасно сердился: я нарушила святая святых! А потом подхватил мою затею», — говорит Марина.
Музыка, так же как песня, выполняет двойную миссию: сближает тех, кто поет, и помогает познавать мир. Все родители начинают неосознанно приобщать к ней ребенка задолго до трех лет, когда эти занятия принято считать особенно полезными и важными для развития. Сначала беременная мама напевает, пританцовывает или просто расслабляется под музыку. Потом дедушка вальсирует с внуком на руках, мурлыча под нос «ун-ца-ца», а затем старшие братья и сестры наполняют дом гитарными аккордами.
Когда б вы знали, из какого сора…
Ребенок вовсе не запрограммирован слушать специальную «детскую» музыку. Пусть лучше послушает концерт, исполненный настоящим оркестром, чем его компьютерную адаптированную версию. К музыке, которую любишь, легче приобщить, и в этом весь секрет. Старшая сестра двухлетнего карапуза обожает рэп. Всем членам семьи пришлось смириться с тем, что эта музыка часто звучит в их доме. Оказалось, что и для малыша она прекрасно подходит, особенно если посмотреть, как лихо он под нее выплясывает.
Получая «музыкальное образование» в семье, малыш и сам развивает слух при помощи звуковых и голосовых игр. Обширный материал для них он находит в повседневной жизни: вот ложка стучит по тарелке, скрипит кровать, игрушечная утка с плеском падает в воду. Звук подтверждает успешность и завершенность жеста. Взрослых это иногда пугает, а у малыша вызывает искреннее восхищение!
Природа тоже предоставляет ребенку неисчерпаемый источник звуков: ветер, дождь, шум шагов по гравию… Имитируя мычание коровы или завывание ветра, малыш укрощает страх, который возникает при встрече с этими непонятными для него явлениями. Даже шумный город, где со всех сторон раздаются автомобильные сирены и скрежет шин, не лишен привлекательности.
Звук — это жизнь. Какими бы ни были звуки, нас окружающие, нам ничего не остается, как принять их, сделав элементом игры и познания мира.
Иллюстрация к статье:
Свежие комментарии