«Именно креативность и гибкость даст детям возможность адаптироваться к миру в будущем — будущем, предсказать которое мы не можем. Взрослея, мы получаем больше возможностей реализовать свои интересы. В старших классах и колледжах вам даже дают возможность выбора из нескольких дисциплин, в том числе профилирующих. Вполне естественно, мы тяготеем к тем предметам и учителям, у которых пользуемся большим успехом. Однако наша система государственных школ настолько закостенела, что детей массово записывают в тот или иной класс, не предоставляя им никакого выбора. Получается, что вся ответственность за креативность детей ложится на родителей и учителей. Поймут ли они, какой именно стиль обучения подходит тому или иному ребенку? Смогут ли обеспечить возможности для развития всех типов детей?» – задаются вопросами Дэвид Голдстайн и Отто Крегер в своей книге «Творческая личность. Как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности» издательства «Манн, Иванов и Фербер».
«Наши дети могут походить на нас внешне, но нам, родителям, нужно крепко усвоить одну важную истину: совершенно не обязательно, чтобы у детей был такой же темперамент и такие же сильные стороны, как у нас. Данных о наличии наследственного фактора в формировании психологического типа ребенка нет. Каждый ребенок уникален. Только осознав это, мы сможем определить их сильные стороны и увлечения и помочь им найти свою дорогу в жизни. Мы также сможем понять, что у нас с ними общего, и научиться лучше понимать наши различия.
Чтобы дети обрели нужные умения и нашли свою дорогу, нам необходимо стимулировать их врожденное любопытство и стремление к творческим экспериментам. Послушайте, что говорят успешные люди о своих увлечениях. Они наверняка расскажут и о том, чем любили заниматься в детстве. Во многих таких историях будет присутствовать человек, который оказал им тогда необходимую поддержку и не дал бросить занятия. Но еще чаще вы услышите, как трудно было защитить ростки своей креативности, не потерять любознательность и не отречься от своей страсти, несмотря на давление со стороны родителей, учителей и сверстников. Каким-то образом этим людям — а их единицы — удалось уберечь свою креативность, не дать ее растоптать.
Поддержите ребенка в его начинаниях
Однако большинство из нас не так крепки духом и бросают любимое занятие. Окружающая среда безусловно играет важную роль в нашем развитии. Даже сейчас, когда мы сами стали родителями, мы нередко ловим себя на том, что говорим словами своих родителей и учителей или поступаем так, как они велели нам когда-то. К счастью, сегодня родители и учителя имеют возможность оказать креативным и любознательным подросткам бо’льшую поддержку, чем сами получили в детстве. Начинается такая поддержка с осознания факта, что у детей от природы разный стиль креативности. В помощь взрослым разработана специальная методика оценки типа личности у детей в возрасте от семи до восемнадцати лет. Называется она Индикатор типов Мерфи — Мейзгейера для детей (Murphy — Meisgeier Type Indicator for Children, MMTIC) и применяется опытными профессионалами. Методика очень близка к Индикатору типов Майерс-Бриггс, в ней используются те же шкалы, только вопросов меньше и написаны они так, чтобы их понимали и совсем молодые люди.
Оказать поддержку креативности ребенка можно и по-другому, а именно: дать ему художественное образование. Почему художественное? Люди, занимающиеся искусством, переводят свою креативность в активное состояние. Общение с искусством является плодородной почвой для личностного роста, оно дает детям уроки, которые нельзя получить из других источников. Эти уроки пригодятся им в течение всей жизни. В отличие от прочих дисциплин, изучаемых в школе, искусство показывает нам, что проблемы всегда имеют более одного решения и что в большинстве случаев не бывает «правильных» и «неправильных» ответов. Искусство учит, что решения могут быть гибкими, особенно в быстро меняющихся условиях.
Искусство наглядно демонстрирует, что иногда желательно сотрудничать друг с другом, а иногда лучше работать одному. Даже самые сложные идеи искусство способно подать в простой, понятной форме и показать в различном свете. Занятия искусством дают нам возможность исследовать особенности различных материалов, попробовать сочетать их и сооружать некие объекты. Искусство наделяет нас голосом, средством коммуникации, чтобы мы могли донести свои инновационные идеи до невероятно широкой аудитории, могли воздействовать на ее ощущения и даже подвигнуть ее на определенные действия. Искусство позволяет нам делиться мыслями и чувствами, которые невозможно выразить на другом языке.
Так вот, у нас есть хорошая новость: полученное художественное образование не означает, что ваши дети обречены стать голодными художниками. Креативность, которую развивает художественное образование, можно интегрировать с любой другой дисциплиной, в результате чего перед ребенком откроется поистине целый мир возможностей. Теперь давайте перефразируем вопрос: кто хочет, чтобы его дети развивали в себе креативность, необходимую для успешного решения проблем и процветания в условиях глобальной экономики? Чтобы девочки и мальчики стали музыкантами, дизайнерами, врачами, юристами, бизнесменами? Напомним, сегодня креативность — необходимое условие для успеха в любой профессии. Один из наших собеседников в школе изучал музыку, стал композитором и успешно сотрудничал с некоторыми из самых популярных людей в шоу-бизнесе. А затем в расцвете лет сделал резкий поворот, изменивший весь его образ жизни. Сегодня он риелтор и занимается исключительно продажей эксклюзивной недвижимости на Манхэттене. Конечно, его музыкальный «бэкграунд» привлекает к нему клиентов из числа рок-звезд, но именно креативность позволяет ему осущестлять уникальные сделки и быть успешным. Именно креативность помогает ему определять самое ценное, что есть в объекте, и давать своим клиентам дельные советы по выстраиванию стратегии в области недвижимости.
Любовь ребенка к музыке можно использовать для ознакомления с математикой. Любовь к рисованию прокладывает путь к химии и истории. Занятия скульптурой помогают освоить принципы инженерного искусства. Участие в драмкружке развивает ораторские навыки и умение продавать. Гимнастика демонстрирует физику в действии. Оценка и распределение ресурсов в художественной мастерской помогают освоить азы экономики. Вместо того чтобы делать выбор между наукой и искусством, не лучше ли попытаться совместить их? Места достаточно и для того, и для другого. На самом деле математику и естественные науки можно интегрировать с искусством так, чтобы все школьные предметы стали более осмысленными.
Не заставляйте быть «как все»
Детям креативность отнюдь не чужда. Они изобретают музыкальные инструменты и слагают песни. Они танцуют и рисуют, выводят каракули и сочиняют сказки, а порой делают все это одновременно. Пока они юны, их родители, бабушки и дедушки и даже учителя восторженно аплодируют в ладоши и превозносят их свершения до небес. Однако постепенно, день за днем, отзывы старших становятся все критичнее. И что еще хуже: самую резкую критику вызывают те формы проявления креативности, которые будоражат детей больше всего: «Тихо! Перестань горланить свои дурацкие песни!» Или: «Что за вздор! Эти цветы должны быть желтыми!» Или: «Сними это немедленно! Так не одеваются!»
Сам Хемингуэй рассказывал подобную историю: «Однажды в средней школе я написал сочинение в форме диалога и получил двойку не за то, что диалог был плохой, а потому, что никто прежде не писал такие сочинения».
Когда ребенок ведет себя «не как все», его поведение и поступки становятся объектом насмешек со стороны взрослых и сверстников. Нередко причиной такого пренебрежительного отношения является разность психотипов — ирония исходит от людей с иным типом личности, не таким, как у ребенка. При этом брошенное на ходу критическое замечание может обескуражить только что «оперившегося» малыша и не дать ему превратиться в «лебедя». Исходя из лучших побуждений, родители и образовательная система всячески стремятся научить нас быть и действовать «как все». Нас постоянно толкают в сторону конформизма, отчего страдает в первую очередь наша природная креативность. Гораздо разумнее было бы постараться создать детям условия, в которых они могли бы свободно выражать свои идеи и уверенно творить, не боясь насмешек.
Как можно помочь детям освоить правила функционирования в обществе и при этом сохранить креативность? Вспомните поговорку: лучший момент, чтобы посадить дерево, минул 20 лет назад; следующий лучший момент — сегодня. Поддержать креативность никогда не поздно. Но не забывайте: начинать нужно с понимания того, что креативность может проявляться по-разному. Дети с разными типами личности имеют различные же потребности и предпочитают разные формы самовыражения.
Родители должны активно, словом и делом, выражать свою поддержку и веру в креативность своих чад. Как сказала нам одна мама: «Время для творчества — это все время, которое семья проводит вместе». Поскольку дети копируют нас во всем, постарайтесь дать им личный пример креативности. Одна мама-этик, например, помогает дочерям делать открытки ко Дню святого Валентина для всех одноклассников. Даже если вы лично не занимаетесь искусством, покажите детям, как вы обустраиваете сад, готовите еду или организуете домашние праздники. Если им интересно играть на фортепьяно, а вы сами никогда в жизни не прикасались к клавишам, отведите их к учителю, который сможет стать их наставником.
Ищите некие общественно значимые цели и идеи, в которые вы сами верите, и продемонстрируйте креативные подходы к распространению этих идей. Один отец рассказал нам, как старался научить своих детей верить в собственные идеи, демонстрируя им здоровое неуважение к авторитетам и объясняя, что авторитет нередко бывает незаслуженным. Например, когда его сын-первоклашка начал изучать геометрию, на каком-то родительском собрании учитель пожаловался, что вместо прямой линии мальчик на уроке нарисовал бельевую веревку с прищепками и висящей на ней одеждой. Но отец выступил в защиту ребенка — и тогда, и много раз впоследствии. В итоге мальчик вырос самостоятельно мыслящей личностью. Теперь он успешный художник-аниматор, создавший героев многих популярных кинофильмов и телешоу.
Дарите детям впечатления
Мы не знаем, какие события вызовут резонанс в душе ребенка и останутся с ним навсегда, так что… придется перецеловать массу лягушек, прежде чем он найдет себе принцессу. Разнообразные впечатления, несомненно, приносят пользу ребенку, но они должны быть также и сбалансированными: хорошего понемножку. Как правило, творческие поиски требуют самоотдачи и регулярного участия в коллективных занятиях, репетициях, уроках рисования и музыки, а потому важно разграничивать свои увлечения от увлечений своего ребенка.
Позвольте ребенку следовать своим увлечениям, исходя из своих же соображений. Дети подвергаются давлению с самых разных сторон, но одну из них нетрудно «обезвредить». Речь идет о вас, родители. Вам необходимо научиться отделять свою личность от личности чада. Вы можете по-прежнему гордиться достижениями ребенка и поддерживать его, но не следует переживать каждый его успех или неудачу как свои. То, что хорошо для вас, не обязательно бывает хорошо для вашего ребенка.
Вспомните о пользе игры
Задумываясь о креативности, мы нередко возвращаемся в памяти к беззаботным дням своего детства. Малыши нарабатывают навыки обучения и общения именно через игру и через нее же открывают свои любимые занятия, которые будут провоцировать их интерес всю оставшуюся жизнь. Именно во время игры дети обретают уверенность в своей креативности, в чем бы она ни выражалась — в умении складывать кубики или договариваться о том, чья очередь качаться на качелях.
Однако сегодня мы так плотно расписываем график занятий своих ребятишек, что времени на игры у них попросту не остается. Мы все хотим дать детям буквально всё на свете, но при этом нам, и особенно родителям-рационалам, следует помнить, что нельзя навязывать малышам свой безумный темп жизни. Им нужно время для игр, время, когда их не будут прерывать и не будут диктовать им, что делать. Если детки — иррационалы, они оценят такую свободу. Если же они рационалы, то им понравится возможность самим устанавливать себе ограничения. Во время беззаботной игры развиваются самые разные умения и качества. Понаблюдайте за ребенком: как он спускается с горки? Может, он любит ставить ножку в боковой желоб, чтобы контролировать скорость спуска, как часто делают дети-рационалы? Или же он предпочитает прижимать ножки к себе, добиваясь максимально быстрого «полета», как любят делать дети-иррационалы? И в том и в другом случае ребенок получает удовольствие — каждый по-своему.
Одна женщина, в юности хорошо игравшая на флейте, рассказала нам, почему она в конце концов бросила свои занятия музыкой: «Нельзя было найти место, где можно играть, никому не мешая». Чтобы поддержать ребенка, необходимо просто предоставить ему время, место и ресурсы для игры. Послеобеденное время кажется детям вечностью, коробка с пуговицами — настоящим сокровищем пиратов, а кладовка под лестницей — укромной пещерой. Им нужно не так уж много, но свободное время — обязательно.
То, как люди взаимодействуют с окружающей средой, также зависит от их типа личности. Ваш малыш при первой же возможности выбегает во двор и носится вокруг дома с группой соседских ребятишек? Или он предпочитает тихо играть у себя в комнате? Экстраверты, как правило, любят внимание и играют группами, выбирая подвижные забавы, как салочки, например. Интроверты же избегают повышенного к себе внимания и обычно играют в одиночестве или с несколькими близкими друзьями, предпочитая игры, в которых задействовано воображение, — в их руках лист бумаги может превратиться, скажем, в ковер-самолет для плюшевого мишки.
Интроверту может нравиться играть на музыкальных инструментах, но при этом он может бояться выступать на публике, например участвовать в концертах, которые ученики музыкальной школы дают для родителей. Детям-интровертам старшего возраста перспектива отправиться на выпускной бал может показаться страшнее запрета выходить из своей комнаты. Как и во всем, в игре также необходим баланс. Куриное филе полезно для здоровья, но нельзя все время есть только его. Так и с игрой — любые крайности вредны. Игра полезна для детей, через нее они учатся, но не следует постоянно играть в одну и ту же игру. Интровертам необходимо время от времени идти против своих естественных предпочтений и учиться взаимодействию с другими детьми. Экстравертам же пойдет на пользу, если они будут, вопреки своему желанию, проводить некоторое время в одиночестве — так они научатся использовать свое воображение.
Мастерство требует тренировки
Нередко родители говорят: «Мой ребенок некреативен, он не проявляет интереса к рисованию или игре на музыкальных инструментах». Когда же спрашиваешь их, чем любит заниматься малыш, такие родители отвечают что-то в духе: «Ему нравится строить песочные замки или шалаши на деревьях, а еще карабкаться по скалам». Одна мама, например, рассказала нам, что ее сын любит смотреть на разные холмы и мысленно прокладывать самый легкий путь к вершине. Но вы уже знаете: креативность не ограничивается рамками искусства. Строительство замков из песка и шалашей на деревьях, навигация по пересеченной местности — все это разные формы креативного решения проблем. Немногие из нас брали уроки пения или танца (или же других видов искусства), но почему-то мы склонны считать: раз конкретный вид деятельности не дается нам сам собой, значит, мы не одарены в нем. Почему-то нам никто не объяснил, что сноровка требует тренировки. Мы все от рождения креативны, но, чтобы сделать нечто выдающееся, наши таланты необходимо развивать и оттачивать.
Сам Моцарт предупреждал: «Ошибочно думать, что мое искусство далось мне легко. Смею вас заверить, дорогой друг, никто не изучал композицию так внимательно, как я. Едва ли найдется известный в мире музыки мастер, чьи работы я не проштудировал самым старательным образом и не раз». Хелен Хейс начала свою долгую артистическую карьеру еще ребенком. «Все дети, я уверена, хорошие актеры, — повторяла она. — Они рождаются с умением играть, воображать себя кем-то». А причиной того, что в зрелом возрасте они как профессионалы проваливаются, считала их «нежелание что-либо делать, чтобы развивать свои исполнительские качества». О себе же говорила так: «Я относилась к учебе всерьез. Я изучила вдоль и поперек все, что только смогла найти». Ее усилия были вознаграждены: она была удостоена «Эмми», «Оскара», «Тони» и «Грэмми».
Многие дети теряют уверенность в себе еще до старта, думая: «Раз я не умею рисовать или играть на фортепиано, значит, у меня нет таланта». Научиться рисовать или играть способен каждый, но ребенку трудно понять, что для развития подобных умений нужны время, усилия и мотивация. Для начала попробуйте ознакомить малыша с более доступными инструментами. Дайте ему цветные штемпельные подушечки и печати. Или пусть делает коллажи. Или научите его пользоваться фотоаппаратом.
Дети-рационалы особенно сильно нуждаются в побуждении к новым видам деятельности — как иначе они смогут выяснить, нравится им тот или иной вид занятий или нет. Некоторые дети проявляют врожденные способности к искусству, спорту или другим видам творческой деятельности. Если они чем-то увлечены, им нужна поддержка и тренировки, чтобы совершенствоваться в выбранной области. Только практикуясь, дети, обладающие врожденными способностями, смогут добраться до вершин мастерства. Дорога туда крута, ее вряд ли осилят те, кому недостает упорства. Вместе с тем любой человек, у которого есть умения и желание чем-то заниматься, сможет приносить пользу, развлекать других, повышать свою сноровку и получать удовольствие.
Иллюстрация к статье:
Свежие комментарии