Известны великолепные по рисунку и цвету, по едкой иронии комиксы французов Готлиба и Алексиса «Гамлет», «Тарас Бульба», «Дама с камелиями», которые пародируют приведенные к банальной схеме экранизации классики. Но вместе с тем встречаются и крайне вульгарные интерпретации самих классических литературных сюжетов, которыми полон каждый магазин комиксов, целиком выдержанные в духе кича.
В Америке большой популярностью и сейчас пользуется весьма остроумный комикс Чарлза Шульца «Орешки», в котором с ироническим комментарием поступков юных героев выступает умная собака Снуппи. Здесь в рисунке и в тексте нет ни сюсюканья, ни лобовой дидактики, ни того грубого натурализма, которым грешат некоторые другие детские серии. Это ненавязчивый и, вероятно, весьма действенный способ воспитания и сейчас такие купить комиксы Украина предлагает на собственных прилавках.
С 1948 года и по сей день существует комикс Уэйта Келли «Пого»; представляющий собой цикл острых политических и социальных карикатур. Например, один из выпусков 50-х годов был посвящен язвительному рассказу о том, как обитатели болота — Поголенда — ополчились на птиц, сочтя их нежелательными пришельцами. Они сжигали книги и вываливали в дегте и перьях неугодных зверушек, чтобы о ни стали похожи на птиц и с ними можно было расправиться на законных основаниях. Это была сатира на деятельность Маккарти и общества Джона Берча, весьма смелая в то время. Когда в конце 60-х годов тогдашний вице-президент Спиро Агню, изобличенный впоследствии в мошенничестве, выступил с речью, обвиняющей журналистов и работников телевидения в том, что они недостаточно пропагандируют правительственную политику, Келли тут же поселил в своем Поголенде нового зверя — гиену, поразительно похожую на этого духовного наследника Маккарти.
Но рядом со всем этим существует большая группа серийных комиксов, усиленно насаждающих конформизм, веру в социальные чудеса, непоколебимость существующего общественного строя. Такие комиксы вполне доступны и представляют собой развлекательный контент.
Конформистское искусство, частью которого является кич, умалчивая о социальных бедах, сея иллюзии, выдавая желаемое за действительное, случайное за типическое, искажает понятие патриотического долга, сводя его к прославлению господствующих классовых, государственных доктрин. Потребитель, исповедующий эти доктрины, не хочет, чтобы его беспокоили. И кич его успокаивает.
Иллюстрация к статье:
Свежие комментарии