Not in Education, Employment, or Training. Именно так появилась аббревиатура NEET, впервые примененная в Великобритании. Термин распространился по миру вслед за явлением, которое он описывает. В Японии иногда используют еще один термин: «хикикомори», «хикки», производное от японского слова, обозначающего пребывание в уединении. Вот только прежде уединение означало какую-то работу над собой, медитацию, размышления. Современные хикки уединяются, чтобы мир от них отстал и не мешал ничего не делать. В испаноязычных странах больше в ходу обозначение Ni-ni, что, в общем-то, означает тоже самое: никчемность как образ жизни. Существование «ни-ни» сводится к удовлетворению простых и непритязательных физиологических потребностей.
За счет окружающих, чаще всего, потому что делать «ни-ни» ничего не умеют и не хотят уметь. Они не учатся и не работают, в лучшем случае — перебиваются случайными заработками. Они не хотят самостоятельности и не уходят от родителей ради создания собственной семьи. У них нет целей. Многие избегают общения, добровольно изолируя себя от общества и социальных контактов в собственной комнате. Некоторые японские хикки самым натуральным образом самоизолируются до такой степени, что не общаются даже с родителями, и те просто оставляют им еду под запертой дверью комнаты. У NEET-людей крайне не развиты навыки социального взаимодействия. Они не принимают реальность и реальность отторгает их. Социальная инвалидность как она есть. Быть может, стоит просто оставить их в покое, раз все равно они ни к чему не приспособлены и приспосабливаться не хотят? Увы, это явление становится слишком значимым для того, чтобы просто закрывать на него глаза и надеяться, что само как-нибудь пройдет. Но эта болезнь не проходит. Наоборот, только ширится и разрастается. И уже начинает оказывать на остальное общество негативное воздействие.
На Земле живет около 1,5 млрд людей в возрасте от 15 до 25 лет. Треть из них не получали образования и нигде не работают. В Старом Свете, в странах Евросоюза, уровень молодежной безработицы растет, и в среднем составляет 14-15%. Но эта цифра — как «средняя температура по больнице». В некоторых европейских странах молодежная безработица достигла уровня 35% (Армения и Грузия), довольно высок ее уровень в Греции, Румынии, Болгарии и других странах. В испаноязычных странах и в самой Испании «Ни-ни» тоже становятся проблемой. Статистика подтверждает: именно generacion Ni-Ni чаще всего пополняет армию наркоторговцев и криминальных структур из-за отсутствия сформированных нравственных ориентиров и неприятия социальных норм. В большой и благополучной Канаде NEET около миллиона. И половина из них не заинтересована ни в получении образования, ни в поиске работы. Им хватает социальных пособий. Мотивации к развитию нет.
Что сотни миллионов людей в самом дееспособном возрасте вместо того, чтобы вносить свой вклад в развитие общества, становятся балластом. От того, что молодые люди не работают, экономика несет огромные потери — миллиарды евро ежедневно. В том числе и потому, что неработающие молодые люди получают социальные пособия и выплаты, ничего не отдавая обществу взамен. Они не имеют никаких навыков и никакого ценного опыта, и не собираются его приобретать. Даже если NEET придется работать, они не смогут выполнять никакой работы, кроме низкоквалифицированной и малооплачиваемой. По статистике, большинство людей-NEET — выходцы из малообеспеченных, маргинальных слоев общества. И именно они легко попадают в криминальные структуры: отсутствие социальной адаптации, пренебрежение общественными нормами и законами лишают молодых людей возможности сформировать элементарные нравственные понятия. У NEET нет рамок, нет нравственных ограничений, нет моральных запретов. Им не знаком альтруизм и уважение к другим людям, к результатам их труда, к их чувствам и ценностям. Людям-NEET нечего терять: у них ничего нет. Ни отношений, ни любви, ни дружбы, ни ценностей, ни репутации, ни даже хотя бы мечты, не говоря уж о цели.
На Западе одной из причин возникновения и распространения эпидемии NEET считают развитую систему социальных пособий и выплат. Молодые просто утрачивают мотивацию к самостоятельному зарабатыванию средств для удовлетворения своих потребностей. В Японии социологи подразделяют своих NEET на две большие категории: те, кто даже не планирует искать работу, и те, кто работает хотя бы периодически или находится в поиске (даже вынужденном). Японские специалисты считают, что все NEET делятся на 4 основных типа: Разочарованные, которые ранее работали, но получили негативный опыт и отказались от поиска другого рабочего места, чтобы ситуация не повторялась. Неуверенные: у них недостает мотивации и уверенности в себе, зато полным-полно комплексов. Они ищут работу так, чтобы она никогда не нашлась. Замкнутые (к ним относятся и японские хикки). Эти просто не хотят и не могут вступать в какие-либо социальные взаимодействия, кроме минимально необходимых. Антисоциальные, все желания которых сводятся к тому, чтобы оставили их в покое. Они не желают быть частью социума, подчиняться его правилам, брать на себя какую бы то ни было ответственность — даже за собственную жизнь. Явление хикикомори стало в Стране Восходящего солнца настолько распространенным, что правительство всерьез обеспокоено. Принята программа, задача которой — сформировать в обществе негативное отношение к NEET с одной стороны, и подготовку подростков к активной жизни в социуме — с другой.
В японских школах даже ввели специальные уроки, на которых ученики учатся планировать свою жизнь после окончания учебы. Японцы даже задействовали популярные в молодежной среде жанры (манга, например), чтобы продвигать идеи неприемлемости образа жизни хикикомори и NEET. А что в России? У нас ситуация тоже не лучшая. В России живет около 2 миллионов молодых людей, которых можно отнести к категории NEET. Это примерно 12% от всего количества тех, кого принято считать молодежью. Большинство российских NEET — не временно безработные, а именно социально неактивные, не стремящиеся найти работу. Самое печальное, что среди них все больше выпускников вузов. Причина нередко кроется в низком качестве образования. Диплом не дает гарантии трудоустройства, особенно диплом некачественного вуза. Количество «молодых специалистов» возросло, а качество снизилось. Между тем апатичное сидение дома ситуацию не улучшит. Чем больше пройдет времени, тем больше усугубится ситуация с поиском работы для сегодняшних NEET. С каждым годом они будут все сильнее проигрывать тем, кто уже сегодня получает качественное образование и профессиональный опыт. Однажды социально неадаптированных людей-NEET просто некому станет кормить и содержать. Думать о том, что за этим последует, надо уже сегодня — и самим NEET, и социальным службам, и системе образования, и правительству.
Иллюстрация к статье:
Свежие комментарии