Коррекционные игры — подготовка к школе

Коррекционные игры — подготовка к школе

Упражнение «Добрый и злой мячик»
При работе с агрессивными детьми, а в ряде случаев и с подростками можно активно использовать упражнение «Добрый и злой мячик». Оно очень простое и направлено на рефлексию агрессивных детей.

Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч отлетает и бьет ребенка. Затем ребенка просят кинуть мяч ласково. Мяч прилетает обратно прямо в руки.

Во время игры с ребенком проводится беседа о том, почему в первый раз мячик был «злым», а во второй – «добрым». Ребенок сам должен сделать вывод о том, что как кинешь мячик, таким он и вернется. Этот вывод надо помочь ребенку перенести и на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Речедвигательное упражнение «Мы сидим на полке»
Детям предлагается в рифму стихотворения (в конце строки) хлопать в ладоши 2 (или 3) раза.

Предпочтительны стихи с чётким ритмом и движением в сюжете (например, «В поезде» В. Суслова):

Мы сидим на полке (2 хлопка) И глядим в окошко. (2 хлопка) Вскачь несутся ёлки (2 хлопка) На коротких ножках. (2 хлопка)
Гиперактивные дети могут успеть не только хлопать в рифму, но и подпрыгивать в ритм хлопкам.

Упражнение лучше выполнять стоя, можно ввести элемент соревновательности (на точность выполнения) между детьми.

Игра «Брыкание»
Цель: разрядка агрессивных импульсов и снятие личностного напряжения.

Ход игры: Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Игра «Кто точнее?»
Цель: развитие произвольности движений.

С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оценивается. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.

Игра «Автомобиль»

Цель: игра на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости. Дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий «собирает» автомобиль.

Игра «Восковая скульптура»
Цель: игра на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.

Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.

Упражнение «Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание – подняв для ответа руку самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать, вновь подняв руку опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочется высказаться.

Игра «Сила честности»
Цель: игра на тренировку выдержки и контроль импульсивности.

Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «чистый» отжим не получается, его сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первая закончившая 100 отжиманий. По тем же условиям осуществляются соревнования в качании прессу.

Игра «Скамья запасных»
Цель: игра на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.

Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, то на всю команду налагается штрафное очко или ей засчитывается поражение.

Игра «Живая картина»
Цель: игра на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости.

Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает названия картины.

Игра на честность
Все стоят в кругу. Ведущий в центре производит различные движения и жесты, остальные должны их быстро повторить. Тот, кто ошибся – переходит на другую сторону круга. Специально это не отслеживается. Ведущий пытается специально запутать игроков. Потом правила могут поменяться – надо изобразить зеркальное отражение движения водящего. После игры проводится разговор о честности: что игра была для того, чтобы человек осознал для себя честен ли он. Не надо скрываться, надо быть таким, какой ты есть.

Упражнение «Найди и промолчи!»
Обратитесь к детям: «Посмотрите, какой у меня красивый карандаш (можете взять яркую коробочку, кубик, мячик, игрушку – главное, чтобы предмет был небольшим). Закройте глаза или отвернитесь, а я его спрячу и хотя положу на видное место и не буду ничем закрывать, отыскать вам карандаш будет нелегко. Не подсматривайте!» Пока дети закрывают глаза, становятся к вам спиной, делайте вид, что по всей комнате ищете место, куда бы спрятать карандаш. Сами же украдкой сунете его, например, в нагрудный карманчик своего платья так, чтобы кончик карандаша выглядывал оттуда. Попросите детей открыть глаза, походить по комнате, поискать предмет. Но перед этим сообщите им еще одно важное условие игры, которое необходимо выполнить: тот, кто заметит спрятанный карандаш, не должен показать вида, а тихонько отойти в сторону, сесть на место. Через 2-3 мин. закончите игру и попросите ребят показать, где был спрятан предмет. Выигрывает тот, кто первым отыскал карандаш и сумел сдержать себя до конца игры. Возьмите другой предмет, выберите для него иное укромное местечко и поиграйте в «Найди и промолчи» еще раз.

Эта незамысловатая игра поможет успокоить самых неугомонных детей. Она развивает наблюдательность, силу воли, тормозные реакции.

Игра «Убиральная машина»
Обычно родители хорошо знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может «сломаться» на всю жизнь. Тем не менее, переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы.

Мы предлагаем Вам вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть Ваш малыш побудет «убиральной машиной». «Включите» его, а сами периодически проверяйте, хороша ли «убиральная машина». Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли «машины» совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех ребят, у кого еще не сформирована собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

Упражнение «Колодец обид»
Возраст: дошкольный, младший школьный.

У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в «колодец». Встаньте на стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.

Упражнение «Музыка шаров-2»
Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, пищалки для воздушных шаров, любые музыкальные инструменты, магнитофон и записи различных музыкальных фрагментов (на выбор подростков).

Ход работы:

Участникам предлагается надуть свой воздушный шар и попытаться, спуская из него воздух, издать различные звуки. Около 5 минут необходимо дать для репетиции «Оркестра воздушных шаров». Тем, у кого совсем не получается «играть» на воздушном шаре, можно предложить воспользоваться пищалкой (свисток, который надевается на надутый воздушный шар, часто продаются в наборах воздушных шаров). Такой пищалкой тоже необходимо потренироваться управлять, иначе шар будет издавать однообразный резкий звук.
Ведущий разбивает группу на пары и предлагает в парах сыграть на шарах какой-либо известный музыкальный фрагмент.
Ведущий делит группу на подгруппы по 4-5 человек и предлагает двум-трем подросткам отложить свои шары и воспользоваться музыкальными инструментами. Остальные в подгруппе продолжают играть на шарах. Необходимо создать мелодию подгруппы, совместив звуки шаров и музыкальных инструментов. Готовые мелодии прослушиваются другими подгруппами.
Ведущий предлагает группе какой-либо музыкальный фрагмент (на выбор подростков). Сначала фрагмент просто прослушивается. Он не должен быть очень длинным. Затем, фрагмент включается повторно и по сигналу ведущего, подростки должны «включиться» в мелодию своим «оркестром воздушных шаров». Необходимо разъяснить подросткам, что задача музыки шаров, усилить некоторые моменты музыкального фрагмента, а не забить его. Важно внимательно слушать музыку и добавлять звука там, где на их взгляд это необходимо.
Ведущий предлагает подросткам придумать другие способы извлечения звука из шаров и продемонстрировать их.
Обсуждение.
Упражнение «Музыка шаров-1»
Цель: содействие отреагированию агрессии.

Необходимые материалы: воздушные шары (4-5 на группу 16 человек); музыкальные инструменты – треугольник, колокольчик и барабан.

Ход работы:

Участники становятся в круг. На всех – 4 воздушных шара. Желающие (или по команде ведущего), берут в руки треугольник, колокольчик и барабан. Желательно, чтобы подростки с инструментами стояли в разных частях круга.
По команде ведущего, участники начинают перебрасывать воздушные шары в произвольном порядке. Задача подростков с музыкальными инструментами – внимательно следить за шарами и каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождать звуком своего инструмента. Инструменты должны побывать в руках каждого подростка.
Обсуждение.
Упражнение «Скульптуры»
Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможности.

Необходимые материалы: воздушные шары разных форм (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

Ход работы:

Группа делиться на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.
Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии и т.п.). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах и т.п.)
К готовому «Монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя и легенду (где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько жизней и т.п.).
Следующий этап: «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой групп рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.
«Битва с Монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп — используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газет), справиться с монстром быстрее, лопнув все шары. Никакими другими средствами в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.
Обсуждение:

Что вы сейчас чувствуете?

Что делает монстра монстром и возможно ли справиться с ним? Какими способами?

Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри «живет монстр»? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

Сейчас, как бывалые победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (по кругу).

Упражнение «Проволочный человек»
Цель: содействие формированию навыка самоуправления. Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подростков.

Ход работы:

Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.
Группа делится на пары. Участники внутри пары обмениваются фигурами проволочного человека и пытаются что-то рассказать о том, какой он, чем отличается от других и т.д. Затем, партнеры встают друг напротив друга и один, держа в руках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать одну руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен повторять все эти действия как зеркало. Последним действием проволочный человек возвращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3-5 минут, и затем партнеры меняются. Этот процесс можно сопровождать фоновой музыкой.
Выставка и обсуждение. В течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков. Затем проводится обсуждение:
— Что отражает мой проволочный человек?
— Что я чувствовал, когда мной манипулировали?
— Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?
— Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?
Игра «Рай и ад»
Цель: учить детей разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию и дракам; учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения.

Ход проведения

Выступающий: один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между раем и адом?»

Мудрец помолчал секунду и ответил «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!»

Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, спрятал меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью.» – «А вот то, что ты принял мои слова, – это и есть рай», – заметил мудрец.

Услышав такой ответ, молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твое желание убить меня за грубость показало мне, что ты живешь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай – это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость»

Обсуждение
— Почему старец сказал, что насилие, агрессия – это ад?
— Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет у тебя что-то отобрать?
— Что ты делаешь, когда кто-то обижает тебя словом?
— Драка – это хороший способ разрешить спор?
— Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?
— Как ты думаешь, прощение – это признак силы или признак слабости?
— Почему так важно прощать других?

Выводы.

Упражнение «Встречный юмор»
Вам доставляют много неприятных минут насмешки над вами, шутки коллег и других людей. Как вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя?

С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать зло, постарайтесь быть более добродушным. А для того чтобы у вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.

Итак, необходимо научиться управлять своим эмоциональным состоянием, мыслить конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому росту и поиску новых альтернативных путей преодоления профессиональных проблем. Умение позитивно мыслить, владеть своим поведением – ваш индивидуальный ресурс, который может поддерживать вас в любых сложных и эмоционально напряженных ситуациях. Это – тот ресурс, который не позволит вам стать жертвой выгорания.

Упражнение «Созерцатель»
Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как убеленный сединами восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде, чем реагировать на слова или поступки близких, коллег, просто окружающих вас людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек? Что бы он сказал и сделал?»

Принимайте решение и действуйте лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления.

Упражнение «Два барана»
Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Проведение: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Упражнение «Жужа»
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Упражнение «Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Метки записи:  , , ,

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.