Способы декорирования керамики, доступные для всех: тиснение и штампы

Способы декорирования керамики, доступные для всех: тиснение и штампы

Искусство создания керамики известно человечеству с давних времен. Даже в процессе раскопок самых древних городов, археологи часто обнаруживают кусочки черепков и тарелок. Многие из них украшены орнаментами, рисунками и письменами. Создание посуды было для человека естественным процессом, тесно связанным с повседневной жизнью. Стоило обществу измениться, менялось и окружение, в том числе и гончарное искусство. Для создания и декорирования керамики ручной работы разрабатывались материалы, рождались новые техники обработки, росписи и нанесения орнамента.

Основные способы декорирования керамики

На сегодняшний день способов декорирования великое множество. Однако, для удобства, их принято подразделять на две обширные группы. Это «гладкое декорирование» и «рельефное декорирование». Первое обычно не влияет на форму самого изделия и сосредоточено на изменении свойств самого материала, из которого изготовлен декорируемый предмет. Это может быть работа с цветом или с изменением прочности.

Второй вид декорирования меняет непосредственно фактуру изделия. На ней могут создаваться узоры, вытачивать линии или отверстия. Обычно данный процесс является промежуточной стадией. Рельеф наносится на керамику непосредственно перед обжигом, так как после него материал становится твердым и не податливым.

Гладкое декорирование

К этому виду техники декорирования керамики относится не только роспись. Керамические и глиняные изделия зачастую подвергают чернению, ангобированию или лощению. Зачастую подобная работа, это, прежде всего, работа с фоном.

Рельефное декорирование

Данный тип декорирования предполагает механическое воздействие на керамическую заготовку. Изначально для данного процесса использовались простейшие инструменты, вроде ткани или прутиков, которые прикладывали к еще сырой поверхности и оставляли на ней оттиск.

Тиснение

Подобный тип отделки представляет собой оттиск или продавливание на поверхности какого-либо узора. Наноситься он может как снаружи, образуя на поверхности ямочки и желобки, так и располагаться изнутри, формируя выпуклости (так называемые «жемчужины»).

Самый простой способ тиснения – защип. Для его нанесения не требуется никаких специальных инструментов. Защипы делали пальцами, обычно на краешке посуды, делая его кружевным и рельефным.

Далее процесс совершенствовался. Для создания тиснений начали использовать кусочки тканей или жгуты. Их плотно наматывали на сырой материал, а затем осторожно снимали. Таким образом на поверхности будущего горшка или кувшина создавался витиеватый плетеный узор. Мастера древнего Востока шагнули еще дальше. В качестве шаблона для оттиска они использовали жгуты из хорошо горючих материалов, например соломы. Их наматывали на изделие и ставили его в печь. Шнур быстро выгорал, а вот его оттиск оставался.

Далее настал черед изготовления простейших инструментов. Ими могли быть остро заточенные палочки, скругленные ветки, костяные иглы и многое другое. В конце концов, были созданы привычные нам стеки ‒ палочки имеющие на концах зубчики, выступы или петли, которыми срезается часть материала при создании скульптур.

Использование штампов

Создание штампов считается следующим шагом при создании стеков. На концах палочек, которыми наносились узоры, начинали вырезать примитивные рисунки: круги, ромбы или дуги. Со временем эти узоры становились все сложнее. Даже самый примитивный штамп мог иметь в рисунке более десятка отдельных деталей. Каждый мастер старался изобрести свой уникальный рисунок для декора керамики.

Однако, даже возможность нанесения рисунка целиком не способна была значительно ускорить производство. Вскоре свет увидело новое изобретение, так называемые «накатки». Представляли они собой валики с мелким повторяющимся рисунком или орнаментом. Он мог быть очень простым, например, для нанесения простой или пунктирной линии, а мог содержать целый рисунок или его часть.

Далее тисненый рисунок можно было раскрасить. Однако некоторые умельцы заполняли углубления жидкой подкрашенной глиной. Такой процесс назывался «молетажем». На внешне гладкой поверхности оставался рисунок, достаточно четкий и устойчивый к истиранию.

Основные этапы создания декоративной керамики

В качестве сырья для создания различных керамических поделок используются керамические массы. Так называют смеси природных материалов: глины, каменной крошки, песка и т. д. В зависимости от состава такие смеси могут отличаться по свойствам, цвету и температуре обжига. Также керамические массы могут быть твердыми, жидкими и порошкообразными.

  1. Глиняной заготовке необходимо придать необходимую форму. Самый простой способ – раскатывание материала на ровной поверхности при помощи обычной скалки.

  2. На плоской заготовке оставляется оттиск при помощи стека, шпателя или валика.

  3. Стараясь не повредить узор, заготовке придают окончательный вид, к примеру, сворачивают в цилиндр и защипывают с одной стороны. Подобный прием используется для создания небольших художественных поделок: трехногих стаканчиков, небольших вазочек и др. Для лучшего скрепления материала его края обрабатывают водой.

  4. При необходимости к заготовке прикрепляются элементы отделки: ручка, бортик или любые другие элементы декора. Внутренняя сторона сосуда выравнивается и разглаживается.

  5. На заключительном этапе готовый сосуд обрабатывают лаком или закаляют. Температура обжига рассчитывается индивидуально для каждой керамической массы. Она может колебаться от 500 до 2000 градусов.

Заключение

Декорирование керамики является древнейшей формой искусства, известной человечеству. Ее изучение является хорошим способом узнать культуру и обычаи древних цивилизаций, а также познать современный мир.

В качестве материалов для изготовления керамики используются различные типы глины: от классической красной, до редкой белой. Добавки к основной гончарной массе также применяются совершенно различные, уникальные для каждой местности.

Практически готовое изделие нередко подвергают обработке, связанной с созданием узора, придания рельефа и т. д. Для этого могут использоваться как простые инструменты, такие как заостренные палочки или трубки, так и более сложные, например целые шаблоны для оттиска.

Далее заготовке придают финальный цвет, текстуру, нанося лак, посыпку или подвергая ее обжигу. Готовое керамическое изделие расписывают, придавая уникальный и праздничный вид. Если вас интересует тема гончарного искусства или вы хотите стать профессиональным керамистом предлагаем посетить гончарную школу Колокол. Удачных экспериментов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.